- Андреев Леонид
- Анненский Иннокентий
- Апухтин Алексей
- Ахматова Анна
- Бальмонт Константин
- Баратынский Евгений
- Батюшков Константин
- Белый Андрей
- Блок Александр
- Брюсов Валерий
- Бунин Иван
- Волошин Максимилиан
- Гиппиус Зинаида
- Гоголь Николай
- Горький Максим
- Грибоедов Александр
- Григорьев Аполлон
- Грин Александр
- Гумилёв Николай
- Давыдов Денис
- Державин Гавриил
- Достоевский Федор
- Есенин Сергей
- Жуковский Василий
- Иванов Георгий
- Карамзин Николай
- Клюев Николай
- Козьма Прутков
- Крылов Иван
- Кузмин Михаил
- Куприн Александр
- Лермонтов Михаил
- Лесков Николай
- Лохвицкая Мирра
- Майков Аполлон Николаевич
- Мандельштам Осип
- Маяковский Владимир
- Надсон Семён
- Некрасов Николай
- Островский Александр
- Пастернак Борис
- Пушкин Александр
- Рылеев Кондратий
- Салтыков-Щедрин Михаил
- Северянин Игорь
- Случевский Константин
- Соловьёв Владимир
- Сологуб Фёдор
- Толстой Алексей Константинович
- Толстой Лев
- Тургенев Иван
- Тютчев Фёдор
- Фет Афанасий
- Хлебников Велимир
- Ходасевич Владислав
- Цветаева Марина
- Чаадаев Петр
- Черный Саша
- Чернышевский Николай
- Чехов Антон
- Чуковский Корней
Биография — Островский Александр Николаевич
Величайший русский драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.
Начало пути
Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.
Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.
Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.
В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.
По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).
Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.
В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.
Творческие успехи
Портрет А.Н.Островского, кисти Василия Перова. |
Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя – Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере.
В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым Островский пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его родные переезжают жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Александр Николаевич тоже посещает эти места и остаётся под неизгладимым впечатлением от природы и волжских просторов на всю жизнь.
В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди – сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II. В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.
Положение «неблагонадёжного» ухудшило и без того непростые дела Островского. С 1849 года он без благословения отца и, не венчаясь в церкви, стал проживать с простой мещанкой Агафьей Ивановной. Отец полностью лишил сына материальной поддержки, и финансовое положение молодой семьи было тяжёлым.
Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году публикует «Бедную невесту».
Под влиянием главного идеолога журнала А.Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.
Тем не менее, драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.
В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).
В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова – многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.
Часть отчётов позднее было опубликовано, но большинство – не известно широкой публике и в наше время.
В 1859 году вышло первое собрание сочинений Островского в 2-х томах.
Обращение к истории
Дом-музей: А.Н.Островского. |
В 60-е годы Александр Николаевич обращает особый интерес в сторону истории и завязывает знакомство с известным историком Костомаровым. В это время он пишет психологическую драму «Василиса Мелентьева», исторические хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие.
Не прекращает создание бытовых комедий и драм («Тяжёлые дни»-1863, «Пучина»-1865 и др.), а также пьес сатирической направленности о жизни дворянства («На всякого мудреца довольно простоты»-1868, «Бешеные деньги»-1869, «Волки и овцы» и др.).
В 1863 году Островского награждают Уваровской премией, присуждаемой за исторические сочинения, и избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Следующий год радует его рождением первого сына – Александра. Всего Островский станет отцом шестерых детей.
С 1865-1866 года (точная дата не определена) Александр Николаевич создал в Москве Артистический кружок, из которого впоследствии выйдет множество талантливых деятелей театра. В 1870 (по другим данным – в 1874) году в России организуется Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, руководителем которого драматург останется до конца жизни. В этот период в доме у Островского перебывает весь цвет русского культурного общества. И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, Л.Н.Толстой и многие другие выдающиеся личности современности станут его искренними друзьями и приятелями.
В 1873 году Александр Николаевич Островский и молодой композитор Пётр Ильич Чайковский за несколько месяцев напишут удивительную по красоте слога и звучанию оперу «Снегурочка», созданную на основе народных сказок и обычаев. Своим творением и драматург и композитор будут гордиться всю жизнь.
С театром – до конца
В последние годы жизни Островский часто обращается к женским судьбам в своих произведениях. Он пишет комедии, но больше – глубокие социально-психологические драмы о судьбах духовно одарённых женщин в мире практичности и корысти. Выходят в свет « Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» и др.пьесы.
В 1881 году при дирекции имперских театров организуют специальную комиссию для создания новых законодательных актов по работе театров по всей стране. Островский принимает самое деятельное участие в работе комиссии: пишет множество «записок», «соображений» и «проектов» на тему организации работы в театрах. Благодаря ему принимаются многие изменения, которые значительно улучшают оплату актёрского труда.
С 1883года Островский получает от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение в размере трёх тысяч рублей. В этом же году выходит последний литературный шедевр Александра Николаевича – пьеса «Без вины виноватые» - классическая мелодрама, поражающая силой характеров своих героев и впечатляющая сюжетом. Это был новый всплеск великого драматургического таланта под влиянием запоминающейся поездки на Кавказ.
Через 2 года Островского назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Драматург старается сформировать в стране новую школу реалистичной игры, выдвигая на первый план самых талантливых актёров.
Островский работает с театральными деятелями, в голове у него множество задумок и планов, он занят переводами зарубежной (в т.ч.античной) драматической литературы. Но здоровье его подводит всё чаще. Организм истощается.
2(14) июня 1886 года в имении Щелыково Александр Николаевич Островский умирает от стенокардии.
Похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
Похороны осуществлялись на средства, предоставленные Александром III. Вдове с детьми была назначена пенсия.
Интересные факты об Островском:
- С детства драматург знал греческий, французский и немецкие языки. Позднее выучил английский, итальянский и испанский.
- Пьесу «Гроза» цензура пропустила не сразу. Но она понравилась императрице, и цензор пошёл автору на уступки.
Вернуться в раздел "Биографии"
1. Тарас Бульба 702630
Гоголь Николай
2. Евгений Онегин 635821
Пушкин Александр
3. Руслан и Людмила 527165
Пушкин Александр
4. Отцы и дети 473316
Тургенев Иван
5. Гроза 390791
Островский Александр
6. Левша 384472
Лесков Николай
7. Детство 372613
Толстой Лев
8. Кому на руси жить хорошо 352757
Некрасов Николай
9. Сказки 317261
Салтыков-Щедрин Михаил
10. Ася 233952
Тургенев Иван
Ангел |
Послушайте! |
В Москве на Трубной площади |
Выздоровление |
Дружба |
Ведая прошлое, видя грядущее... |
Иван Сусанин |
Соединение и перевод четырех Евангелий |
Чиж и Голубь |
Чиж и Голубь |